Исследование рынка корпоративных программ пенсионного и социального обеспечения в России

В конце 2023 года компания ДРТ провела очередной этап собственного независимого исследования рынка корпоративных программ пенсионного и социального обеспечения в России.

Об исследовании

Мы опросили представителей 22 компаний из различных отраслей экономики, которые ведут деятельность в России. В частности, среди наших респондентов — участники финансового сектора, сектора страхования и юридических услуг, компании машиностроительной, авиационной, нефтегазовой и добывающего отраслей, сектора высоких технологий и телекоммуникаций, медицинского сектора, производители товаров повседневного спроса и другие.

В ходе исследования мы поставили цель проанализировать системы долгосрочных корпоративных, пенсионных и иных социальных вознаграждений в российских компаниях и оценить конкурентоспособность корпоративных программ через анализ мнений наших респондентов. Кроме того, нашей задачей было выявить особенности текущего состояния рынка программ пенсионного и социального обеспечения в России, изучить изменения, которые рынок претерпел за последние годы, а также определить тенденции и перспективы его развития.

Ключевые выводы

В 2023 году компании по-прежнему отдают предпочтение пенсионным и/или социальным планам с фиксированными взносами.
Среди участников нашего исследования оказались как компании, которые предлагают корпоративные программы исключительно ключевому персоналу, так и те, которые реализуют такие программы для всех штатных сотрудников.
Более чем в половине организаций, предлагающих пенсионное и/или социальное обеспечение своим сотрудникам, такие программы действуют уже шесть лет и более.
Среди механизмов реализации пенсионных программ наиболее распространенными являются планы с фиксированными взносами в пользу сотрудника.

Анализ корпоративных программ респондентов

Первостепенная задача анализа корпоративных программ — определение их целей.

Основной целью внедрения программ является разработка инструмента мотивации действующих сотрудников. При этом в 2021─2023 годах респонденты практически единогласно отвечали, что их программы ориентированы на весь персонал, а не только на ключевых сотрудников.

На основе ответов респондентов можно сделать вывод о том, что перспективы внедрения корпоративных программ в компаниях, которые не имели их на момент опроса, схожи с перспективами компаний, где такие программы уже были внедрены.

Цели внедрения программ в компаниях

Характеристики корпоративных программ компаний-респондентов

Респонденты нашего исследования реализуют корпоративные программы следующими способами: через НПФ, страховую компанию, самостоятельно или совместно со страховой организацией.

Способы реализации программ в зависимости от численности сотрудников

Специфика корпоративных программ компаний-респондентов по окончании трудовой деятельности

Планы с фиксированными взносами — наиболее распространенный вид долгосрочных вознаграждений по завершении трудовой деятельности.

Такие планы чаще других реализуют компании с численностью персонала 1−10 тыс. человек. При этом они делают это самостоятельно или через НПФ.

Вознаграждения по окончании трудовой деятельности в зависимости от численности сотрудников

Ознакомьтесь с полной версией нашего исследования

Предыдущие исследования

Исследование
Май 2021
Исследование
Сентябрь 2017

Контакты

  • Евгения Луговцова
    Директор Группы по предоставлению актуарных решений

    Департамент аудиторских услуг

    +7 (495) 787 06 00
    elugovtsova@delret.ru
  • Дмитрий Качурин

    Менеджер Группы по предоставлению актуарных решений

    Департамент аудиторских услуг

    +7 (495) 787 06 00

    dkachurin@delret.ru