Стратегии нефтесервисных компаний: мировые тренды и вызовы российского рынка

С 2010 года мировой нефтесервисный рынок претерпел значительные изменения, которые сформировали новые бизнес-модели и заставили компании адаптироваться к работе в условиях передела мирового нефтегазового рынка, стагнации спроса и консолидации конкуренции.

Об исследовании

В новом исследовании мы систематизировали мировые практики по адаптации стратегии компаний к текущим условиям и разработали рекомендации для компаний, ведущих деятельность на российском рынке, с учетом локальных вызовов.

Краткие выводы

Трансформация моделей бизнеса

За прошедшие 10 лет компании приобрели большой опыт работы в условиях стагнации спроса и жесткой конкуренции на нефтесервисном рынке. Этот опыт показывает, что интегрированные и капиталоемкие организации теряют конкурентоспособность по сравнению с компаниями, которые концентрируются на наиболее сильных элементах дифференциации. Ключевая причина связана с недостаточным и нестабильным спросом на нефтесервисные услуги для окупаемости долгосрочных капитальных вложений и ускорением темпа инновационных изменений в высокотехнологичных сегментах.
Матрица трансформации моделей бизнеса
В ответ на эти вызовы компании реализуют четыре основных направления трансформации моделей бизнеса
  • Интеллектуальное лидерство
    Акцент на высокорентабельных сегментах с низкой капиталоемкостью на основе нематериальных активов
  • Технологическое лидерство
    Разработка и производство высокотехнологического оборудования и управление пулом производственных мощностей
  • Лидерство по издержкам
    Максимальное снижение себестоимости услуг за счет облегченных активов, оптимизации процессов, цифровизации производства и других инструментов
  • Диверсификация
    диверсификация в другие отрасли на основе компетенций, приобретенных
    в нефтесервисной области

Стратегии на российском рынке

В условиях текущих макроэкономических изменений стратегии российских нефтесервисных компаний должны отвечать на три ключевых вопроса:
Каковы наши цели?
Для ответа на этот вопрос необходим объективный анализ сильных и слабых сторон, перспектив и внешних вызовов для развития компании. В результате анализа должны быть поставлены реалистичные цели и разработаны опции их достижения с учетом внешних и внутренних факторов.
Как получить прибыль?
Стратегия должна предусматривать эффективное использование конкурентных преимуществ компании. Практика международных компаний показывает, что в текущих условиях элементы дифференциации становятся основой модели бизнеса.
Какие ресурсы необходимы для реализации стратегии?
Поиск ресурсов для реализации намеченных инициатив является наиболее сложным вопросом для нефтесервисных компаний. Обычно этот этап включает оценку требуемого объема финансовых вложений, целевого состояния уровня компетенций, организационной модели и зон ответственности подразделений для достижения поставленных стратегических целей посредством выбранной бизнес-модели.

Вызовы на российском рынке

На каждом этапе разработки стратегии важно учитывать актуальные рыночные вызовы и тренды. К ним относятся:
1
Неблагоприятные макроэкономические факторы
Рост стоимости заемного капитала, инфляции и налоговой нагрузки, дефицит кадров и отсутствие предпосылок для роста добычи нефти и конденсата
2
Потеря доступа к зарубежным технологиям
Несмотря на то что большую часть компетенций, активов и технологий удалось сохранить в России, доступ к новому оборудованию и технологиям ограничен
3
Сокращение открытого
рынка
Которое было вызвано развитием нефтесервисных подразделений в крупных нефтяных компаниях путем покупки независимых игроков и создания собственных сервисов


Релевантные услуги

Стратегия и корпоративное управление

Мы предоставляем комплексные услуги, направленные на стратегическое развитие бизнеса, повышение эффективности управления и укрепление позиций на рынке. Наши эксперты помогают клиентам находить оптимальные решения для повышения конкурентоспособности и устойчивости в условиях изменений


Контакты

  • Виталий Михальчук
    Старший менеджер
    Стратегическое консультирование

    Исследования

    vmikhalchuk@delret.ru
    +7 (495) 787 06 00