В связи с участившимися случаями рассылки мошеннических сообщений в мессенджерах от имени ДРТ (с требованиями связаться с различными лицами или госорганами) информируем, что представители ДРТ не направляют подобных запросов ни текущим, ни бывшим сотрудникам.

Тенденции развития комплаенса в России

Результаты опроса участников рынка

Мы провели наш ежегодный опрос, который представляет собой срез рынка или «проверку пульса» комплаенса.

Об исследовании

Вступительное слово

2022 год, вероятно, стал самым турбулентным за последнее время как по масштабу потрясений, так и по степени неопределённости. В этом году каждая организация столкнулась с глобальными переменами, затронувшими ее ключевые бизнес-процессы.


Наша команда проводит многолетние наблюдения заинтересованности бизнеса в развитии функции комплаенс и в сложившихся условиях мы хотели понять: в период, когда каждый бизнес вместе со страной переживает трансформацию и на первый план выходят вопросы экзистенциального характера, что происходит с комплаенсом? Успел ли комплаенс за годы интеграции российского бизнеса в международный стать неотъемлемой частью организаций или вместе с уходом глобальных корпораций и их стандартов бизнес сменит приоритеты — оставит комплаенс существовать по инерции и прекратит вкладываться в его развитие?

Краткие выводы

Приоритетные направления в области комплаенса после февраля 2022 года

ТОП-3 приоритетных направления. Если сравнивать с 2021 годом, то список ТОП-3 приоритетных направления немного поменялся, при этом лидер остался прежним. (Респонденты могли отметить более одного направления)
  • 69%

    Антикоррупционный комплаенс и соблюдение норм этики

  • 53%

    Комплаенс в сфере защиты персональных данных

  • 51%
    Комплаенс в области торговых санкций

Куда инвестировали участники опроса в 2022 г. в рамках комплаенса?

Не инвестировали в комплаенс только около 30% участников, что является неплохим показателем в текущей экономической ситуации.

При этом, согласно результатам опроса, отсутствие инвестиций в комплаенс не зависит от того, принадлежит ли бизнес к международной группе или является чисто российским: около половины выбравших данный вариант ответа — это компании, относящие себя к международным группам.
  • 16%

    Разработка / адаптация политик и процедур для управления рисками в бизнес-процессах

  • 15%

    Автоматизация бизнес-процессов отдела комплаенса

  • 11%
    Инструменты проверки контрагентов
  • 11%

    Проведение оценки рисков в новых условиях

  • 7%

    Обучение сотрудников по вопросам комплаенса

  • 5%
    Оптимизация функции комплаенс

Какие комплаенс-риски или риски мошенничества вышли на первый план в 2022 году?

ТОП-3 риска не изменились с 2019 г.: на первом месте остаётся «Риск взаимодействия с недобросовестными контрагентами».

  • 47%

    Работа с недобросовестными контрагентами

  • 35%

    Конфликты интересов

  • 22%
    Случаи коррупции

Способы выявления комплаенс-нарушений

С 2019 г. ТОП-3 наиболее эффективных способа для выявления комплаенс-нарушений практически не изменились. Но если в 2019 и 2021 гг. первое место занимали «Внутренние аудиторские проверки», то в 2022 г. рейтинг возглавили «Проверки в ходе работы отдела комплаенса / Комплаенс-офицера».
  • 55%

    Проверки в ходе работы

    отдела комплаенса / комплаенс-офицера

  • 51%

    Горячая линия по вопросам этики

  • 49%
    Внутренние аудиторские проверки

Ресурсы, используемые для сообщения о комплаенс-нарушениях

Вариант «Сообщение напрямую руководству компании» показал существенный рост по сравнению с прошлым годом, и мы можем связать такой результат с развитием общей комплаенс-культуры в компаниях. Этому способствуют в первую очередь «Тон сверху» и Информирование и обучение персонала.
  • 71%
    Политика «открытых дверей» с возможностью сообщения напрямую непосредственному руководителю в любое время
  • 69%
    Сообщение напрямую высшему руководству в любое время
  • 58%
    Внутренняя Горячая линия / иные каналы для сообщения о нарушениях на внутреннем интернет-сайте компании с возможностью анонимного обращения на Горячую линию по вопросам этики


Релевантные услуги

Предотвращение мошенничества

Сегодня бизнес и технологии неразрывно связаны. И идти в ногу с формирующимся технологическим ландшафтом может быть трудно даже для самых технически подкованных лидеров. может помочь. Наши технические специалисты имеют большой опыт применения технологий, которые помогут вам достичь ваших бизнес-целей.


Контакты

  • Людмила Гречаник
    Партнер

    Финансовое консультирование

    lgrechanik@delret.ru
    +7 (495) 787 06 00