Тренды фармацевтического рынка в 2020-м — 1-м полугодии 2022 года

Компания ДРТ продолжает традицию проведения ежегодных исследований фармацевтического рынка в России

Фармацевтический рынок: новая реальность

Только приспособившись к работе в условиях, связанных с распространением COVID-19, российский фармацевтический рынок столкнулся с новейшей реальностью: обострение политической ситуации, введение санкций против России, а также контрсанкций со стороны РФ, принятие некоторыми иностранными компаниями добровольных мер по ограничению своей деятельности в РФ (в частности, отказ от проведения клинических исследований в РФ и инвестиций в маркетинг и рекламу). Все это значительно осложнило работу рынка: стоимость ряда лекарственных препаратов увеличилась из-за удорожания логистики, замедлилась скорость доставки отдельных лекарственных препаратов в РФ, некоторые лекарственные препараты и медицинские изделия стали вовсе недоступны.

Помимо сложностей, возникающих на отечественном рынке, компании отрасли сталкиваются и с проблемами, связанными с событиями, происходящими за рубежом: рекордным ростом инфляции за последние несколько десятилетий в США, еврозоне и Великобритании ― крупнейших мировых рынках, затруднением доступа к энергетическим ресурсам. Все это в дальнейшем может привести к росту цен на импортные лекарственные препараты и медицинские изделия и снижению их доступности для пациентов.

Фармацевтический рынок: текущее состояние и прогнозы

В 2021 г. фармацевтический рынок вырос в рублевом выражении (+12,7%), при этом в натуральном выражении наблюдалось сокращение рынка (-6%).

В 1-м полугодии 2022 года фармацевтический рынок продолжил расти в денежном выражении (+21,1%), тогда как в натуральном выражении наблюдалась некоторая стагнация (+2,6%).

Мы полагаем, что в ближайшей и среднесрочной перспективах объем рынка в денежном выражении, вероятно, будет расти в основном за счет увеличения совокупных государственных расходов на здравоохранение. Так, в рассматриваемом сегодня законопроекте о федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024—2025 годов совокупные государственные расходы на здравоохранение в 2023—2024 годах планируется увеличить до 6,17 и 6,5 трлн руб., то есть на 11,78% и 17,75% соответственно по сравнению с планом на 2022 год.

Что касается коммерческого сегмента рынка, то темпы его роста могут прийти к более скромным по сравнению с 2022 годом значениям в 2023—2024 годах в связи со снижением реальных располагаемых доходов населения.

В таких условиях основной стратегией фармацевтических компаний в ближайшей и среднесрочной перспективах видится определение продуктового портфеля, исходя из соответствующего источника финансирования в разрезе нозологий и программ по обеспечению населения лекарственными препаратами. При этом необходимо учитывать обостряющуюся конкуренцию со стороны российских игроков, которые не только активно пользуются мерами государственной поддержки, но и увеличивают инвестиции в разработку и производство отечественных препаратов.

Впрочем, российское фармацевтическое сообщество всегда сталкивалось со множеством разнообразных проблем и сложных задач, тем не менее рынок продолжал работать и развиваться, успешно справляясь с ними. Мы не сомневаемся, что необходимые решения будут найдены и на этот раз. Надеемся, что опыт и знания экспертов ДРТ помогут участникам сектора в поиске и внедрении таких решений.

Более подробно в нашем исследовании

  • Российский фармацевтический рынок в цифрах
  • Хронология ключевых факторов, повлиявших на развитие фармацевтического рынка
  • Тренды фармацевтического рынка
  • Продвижение лекарственных препаратов


Контакты

  • Анастасия Днищенко
    Старший менеджер
    Группа по работе с компаниями фармацевтического сектора, сектора медицинских изделий и здравоохранения
    adnishchenko@delret.ru
    +7 (495) 787 06 00
  • Екатерина Кирасирова
    Супервайзер
    Группа по работе с компаниями фармацевтического сектора, сектора медицинских изделий и здравоохранения
    ekirasirova@delret.ru
    +7 (495) 787 06 00