В 2021 г. фармацевтический рынок вырос в рублевом выражении (+12,7%), при этом в натуральном выражении наблюдалось сокращение рынка (-6%).
В 1-м полугодии 2022 года фармацевтический рынок продолжил расти в денежном выражении (+21,1%), тогда как в натуральном выражении наблюдалась некоторая стагнация (+2,6%).
Мы полагаем, что в ближайшей и среднесрочной перспективах объем рынка в денежном выражении, вероятно, будет расти в основном за счет увеличения совокупных государственных расходов на здравоохранение. Так, в рассматриваемом сегодня законопроекте о федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024—2025 годов совокупные государственные расходы на здравоохранение в 2023—2024 годах планируется увеличить до 6,17 и 6,5 трлн руб., то есть на 11,78% и 17,75% соответственно по сравнению с планом на 2022 год.
Что касается коммерческого сегмента рынка, то темпы его роста могут прийти к более скромным по сравнению с 2022 годом значениям в 2023—2024 годах в связи со снижением реальных располагаемых доходов населения.
В таких условиях основной стратегией фармацевтических компаний в ближайшей и среднесрочной перспективах видится определение продуктового портфеля, исходя из соответствующего источника финансирования в разрезе нозологий и программ по обеспечению населения лекарственными препаратами. При этом необходимо учитывать обостряющуюся конкуренцию со стороны российских игроков, которые не только активно пользуются мерами государственной поддержки, но и увеличивают инвестиции в разработку и производство отечественных препаратов.
Впрочем, российское фармацевтическое сообщество всегда сталкивалось со множеством разнообразных проблем и сложных задач, тем не менее рынок продолжал работать и развиваться, успешно справляясь с ними. Мы не сомневаемся, что необходимые решения будут найдены и на этот раз. Надеемся, что опыт и знания экспертов ДРТ помогут участникам сектора в поиске и внедрении таких решений.